Горная многодневка Crimea X Run 2021. Отчет о соревнованиях.

Nina Zykova
12 min readNov 19, 2021

--

В этом октябре в Крыму уже в шестой раз прошла горная многодневка Crimea X Run.

В этом году путешествие по горам Крыма стало еще длиннее — бегунов ждало не 4, как раньше, а целых 5 дней бега — всего 170 км с общим набором высоты около 10 000 м. Правда организаторы убрали ультра-длинный этап (60+ км), сделав дистанции примерно равными во все дни гонки — 38–37–31–36–27 км. Набор высоты при этом каждый день был также схож — около 2000 метров. Каждый день мы забегали на одну из горных вершин (а они на главной гряде Крымских гор все находятся в пределах 1200–1500 н.у.м.), бежали по плато, и спускались вниз к морю. По пути попадались и “холмики” с перепадом 200–300 метров, которые добавляли вертикальных метров к общему набору.

Нитка маршрута также изменилась. Вместо традиционного начала от Севастополя или Балаклавы, первый этап стартовал из Алушты. Каждый последующий день мы продвигались все ближе к Ялте, взбираясь на живописные вершины: Демерджи, Чатыр-Даг, заповедную Романовскую яйлу и, конечно, Ай-Петри.

Последние дни многодневки совпали также со стартом одно- и двухдневного формата гонки. Два года назад я уже принимала участие в однодневном трейле Crimea-x-Run, на сей раз решила попробовать свои силы на полной дистанции.

фото Sport-Images

Подготовка.

Мы с супругом живем на Южном Берегу Крыма с марта по ноябрь, хорошо знаем эти горы, исходили все тропы и готовиться с какой-то стороны нам конечно же легче, чем жителям равнины. С другой стороны, мы работаем горными гидами и никакого четкого плана личных тренировок у нас не может быть — в приоритете работа (пешие походы, скалолазание, экстрим-туры), а бег “для себя” — по остаточному принципу. Конечно, постоянные пешие треккинги по горам, а иногда и с тяжелым рюкзаком, дают хорошую аэробную и силовую базу, но не заменяют бег в полной мере. Особенно, как оказалось впоследствии, длительный бег вниз с горы. Разумеется мы оба весь сезон держали в уме осеннюю многодневку и поэтому делали длительные горные тренировки в 30–40 км (я — чаще, супруг несколько реже, так как больше работал в горах). Но происходили они не по плану, а когда появлялось свободное от других активностей окошко. В другие годы мы летом обычно еще и катались на велосипеде, но в этом году практически все велотренировки заменили бегом. Ведь многодневка предъявляет повышенные требования к организму. И если однодневный трейл еще можно пробежать, не меняя привычного режима занятий, то многодневка требует специфической подготовки. Я очень надеялась, что мне хватит летней базы в виде длительной аэробной ходьбы в сочетании с бегом. Но обо всем по порядку.

В этой части отчета я расскажу о ходе гонки своими глазами, как каждый этап проходил для меня и как я не добралась до финиша пятого дня. Надеюсь, что моя история будет полезна и поможет увидеть процесс многодневных соревнований изнутри.

День 1. Демерджи. 38 км с набором 2000 м.

Старт первого дня многодневной гонки — это волнительно и эпично. Впереди неизвестность. Как сказал перед стартом один бывалый участник — “Первый опыт многодневки — это интрига. Каждый день ты будешь узнавать о себе что-то новое. ” Забегая вперед, так и вышло — никакие одно- или даже двухдневные соревнования не похожи по ощущениям на многодневный бег.

Перед стартом первого дня (бафф — вместо маски на старте), волнуюсь. Фото Александра Цыганкова.

Обратный отсчет и побежали! Сегодня нас ждет гора Демерджи: 38 км бега с набором 2000 м. Первые 10 км — разгонные по улочкам Алушты и окрестным виноградникам. Все кругом бегут довольно бодро. Организм еще свежий, сложно не увлекаться общим порывом и держать свой темп. Каждую минуту думаю “Ух ты. Мы уже бежим, неужели мы уже бежим??” Я не выходила на старты целый год и событие было долгожданным.

На крутом подъеме на гору Демерджи (1400 м н.у.м.) наша большая компания прорежевается, распределяемся по силам, знакомимся с бегунами-попутчиками, примерно одни и те же лица были рядом на протяжении всех дней. На вершине горы идем в густой облачности, видимость метров десять. В густом тумане загадочно и красиво, но в мыслях жалею ребят, кто не смог полюбоваться необычными пейзажами Южной Демерджи. Я-то тут была несколько раз этим летом и буду еще. Стараюсь держаться спин, чтобы коллективными усилиями не пропустить в этом “молоке” разметку трассы (а разметка у Crimea X-Run превосходная!). Пробегаем все плато и движемся по холмистой яйле на высоте 1200 м в сторону Симферополя. Периодически облака рассеиваются и открывается потрясающий вид на гору Хапхал в красно-желтых осенних цветах, очень красиво!

фото Sport-Images

В подъемы обгоняю часть своей группы, со спусков — они меня. Спуски — моя беда и боль, но что делать, не тратить же в первый день все силы на то, чтобы удержаться за более техничными девчонками, бегу вниз в комфортном режиме. Последние километров 10 этого этапа — холмистая равнина. На ней я почему-то загрустила, сказалось маленькое количество равнинных тренировок. Начал болеть ахилл, а травмы в первый день никак не хотелось. Поэтому перешла в режим бег/шаг. Так и шла до финиша со странной для первого дня мыслью, что хочу домой. Пропустила вперед человек 7 девушек и конечно досадовала, но ускоряться не стала.

Итого получилось 5ч15мин бега, 17-ая из 77 женщин.

По пути не заголодала (съедено 3 геля, один сникерс, один солевой батончик, литр изотоника, еще литр воды и сколько-то кока-колы на пунктах питания), силы есть. Сразу после финиша традиционный обед от организаторов, а после, как и все товарищи, записалась на массаж — скорую помощь усталым ногам.

Домой приехали только в 5 вечера. Вечер посвящен ставшему рутиной в следующие дни ритуалу — душ, ужин, разобрать беговой рюкзак, закинуть в стирку вещи, собрать рюкзак на следующий день, ознакомиться с завтрашним этапом и составить примерный план для него. Все это занимает половину вечера и времени на отдых на самом деле остается не так уж много.

Каждый вечер я смотрела профиль трассы предстоящего дня и выписывала себе основные вешки — до какого километра и какой высоты подъем, сколько равнины, с какого километра спуск на финиш, где расположены пункты питания. А потом сидя в машине по пути на старт заучивала эту информацию наизусть, помогало распределить силы на дистанции.

День 2. Чатыр-Даг. 37 км с набором 1900 м.

Старт второго дня для меня, и как оказалось для многих, стал морально легче первого. Вся излишняя бодрость осталась во вчерашнем дне. Темп попутчиков уже не так важен, ты просто перемещаешься в пространстве так, как более или менее комфортно. А первые километры на самом деле были совсем никак не комфортны. Конечно же, ноги после вчерашнего бега деревянные, да и этап начался с нелюбимой “полуравнины” с тягунами и снова ныл ахилл с самого старта. Тихонько себе бежала с переходом на шаг, в надежде, что постепенно тело разомнется-разбежится.

Отпустив ситуацию с темпом и не подсчитывая каждую минуту бегущих рядом девушек, сразу стало как-то легко и приятно, огляделась вокруг — бежим по подножию сурового Чатыр-Дага, вокруг так спокойно, как бывает в горах осенью, над предгорьем высится сам Чатыр-даг, скоро нас ждет хороший подъем.

Подножие Чатыр-Дага ранним утром. Фото Алексея Цыганкова.

Подбегаем к очень крутой каменистой тропе вверх. Воздух резко становится холоднее, а мои ощущения лучше. Наконец это стало похоже на то, чем я занималась большую часть сезона (шагала в гору). Ловлю ритм шагов, сильно толкаюсь палками, чтобы разгрузить ноги, буквально падаю корпусом на них. Постепенно обгоняю вереницу таких же “ходоков”. Ахилл на этом подъеме болеть перестал и больше я о нем не вспоминала, удивительно. Набираем за 1 километр 250 метров высоты и оказываемся на Ангар-Бурун — северной вершине Чатыр-Дага, 1453 н.у.м. Спокойно бегу по седловине к южной более высокой Эклизи-Бурун, любуясь окрестностями.

Помню, как когда-то в первый раз забравшись на эту гору, подумала “и что в ней находят?”

Холодная, ветреная, со скудной растительностью, то ли дело зеленые яйлы над Южным Берегом. Но чем-то неуловимым она все же зацепила еще тогда и вот я вновь ощущаю ее величественное спокойствие. Мы бежим выше облаков, сияет солнце и на отвесных склонах скал блестит лед — тут уже вовсю заморозки.

Бегун на горе Чатыр-Даг. Фото Климовой Екатерины.

Достаю на бегу перчатки (они, кстати, в списке обязательного снаряжения), а то руки примерзают к рукояткам палок.

Многие останавливаются сфотографироваться на вершине. Я просто бегу дальше к такому же крутому каменистому спуску, как и подъем до этого. На технически сложном спуске удается держаться в темпе группы и даже лучше некоторых (я уже давно не так боюсь этих камней), но как только начинается ровная грунтовка вниз, сразу отстаю и опять пропускаю целый вагон вперед. Спуск длиннющий — километров 10 вниз, сбрасываю темп, чтобы не убить ноги в конец и просто жду финиша.

Крутой спуск с Чатыр-Дага. Фото Sport-Images.

На последних километрах догоняет очередная девушка. Спортивный азарт берет свое, цепляюсь за ее спиной и ускоряюсь. Ее поддерживает несколько встречных знакомых, меня — никто, и это еще больше раззадоривает: не отпущу! Так и бежим до финишной арки, где под крики ведущего “девчонки, что ж вы делаете??” устраиваем “зарубу” будто это не второй день, а последний. И правда, зачем? Но ничего с собой поделать не могла, сложно на соревнованиях не соревноваться.

Сегодня 5ч06мин на ногах, 16-ая среди женщин по итогам двух дней.

Чувствую себя хорошо, по ощущениям — нигде не голодала, жажду не терпела, голова до последней минуты сохраняла адекватность без признаков крайней усталости (кто бегал очень длинные, наверное, поймет, о чем я).

После финиша все как всегда: обед и массаж. Первый звоночек, что что-то идет не так, был при попытке съесть обед: плов показался слишком жирным, поэтому съела только постные куски мяса, банан, апельсин и два чая, уже подташнивало. Ужинала дома вареной говядиной с макаронами.

День 3. Куш-кая, Романовская яйла. 31 км с набором 1900 м.

Завтрак третьего дня тоже не очень заладился, смогла съесть только сырок и кофе. Надеялась в машине съесть еще и батончик, но он не лез. Стоим в стартовом створе, из динамиков Scooter кричит “Fire!” То что надо, чтобы взбодрить нас, уже не таких дерзких, как в первый день. Первые километры стандартно, мучаюсь на пологих тягунах и жду нормальной горы. Совсем не дышится и вообще как-то не очень хорошо. Умом понимаю, что мало завтракала и заставляю себя пить сладкий изотоник из фляги. Потихоньку отпиваюсь. На 6-ом километре оказывается, что машина пункта питания не смогла заехать в крутой горный подъем и поэтому первый ПП прямо тут, через 5 км после старта. Ура! Выпиваю стакан колы и заливаю ее же во флягу, закусываю бананом и наконец просыпаюсь. Отсюда же и начинается “нормальный подъем”, куда не смогла заехать машина. Дела у меня сразу налаживаются :) иду в своем темпе, любуюсь осенним лесом, постепенно перекладываюсь к более быстрой группе.

Осень в горах и Елена Рухляда (вторая девушка в абсолюте). Фото Александра Цыганкова.

Работая в довольно комфортном темпе, к вершине горы (1300 метров) обогнала человек 20 попутчиков. Хотя, возможно надо было идти помедленней. А потом, как всегда, настал час расплаты в виде длиннющего многокилометрового спуска :). Сегодняшний этап — “всего лишь” 31 горный километр, но ноги на спусках уже отбились и болят. Не только у меня, но и у всех рядом. Причем каждый раз болит что-то новое: про ахилл забыла, но началось колено, потом и оно прошло, но стало сильно болеть бедро. Последние километры бежим по холмам среди виноградников — очень красиво. Народ останавливается, фотографируется, кто-то набирает полные карманы сладкого винограда или ест прямо с лозы. На одном из холмов оглядываюсь и вдалеке вижу знакомую футболки девушки, с которой делили финишный створ вчера. Расстояние оценить не могу, но за оставшиеся 4 км она может снова меня добрать. “Ну уж нет!”, — думаю про себя, собираю силы и болящую на спуске ногу в кулак и начинаю перемещаться быстрей. Ох, друзья, не делайте так на многодневке, если вы не элита спорта.

ближе к финишу 3-го дня, фото Екатерины Климовой

Последние два км — хороший асфальтовый спуск к санаторию “Гурзуф” у моря. Бедро уже очень болит при беге вниз, но я же так хорошо шла в подъем и был огромный задел, я стольких обогнала! Нет, я не хочу опять “слить” все на дурацком спуске. Закусываю от боли губу и несусь вниз периодически оглядываясь. Как сказал потом Гриша Ленин “глаза у тебя были стеклянные”, видно уже работала себе в долг.

Итого 4ч40мин на ногах, 15-ая среди женщин по итогам трех дней.

Сразу после финиша чувствую себя хорошо, ем фрукты, пью чай.

А потом… потом пока мы ожидали обеда в санатории Гурзуф, организм вдруг решил сказать “хватит”. Предательский шум в голове, медленно сползла из вертикального положения на скамейку и почувствовала, что если сейчас же не съем что-то сладкое, то совсем уплыву. Сидела и потихоньку ела сникерс, стало лучше. Но обед в столовке совсем не пошел, снова вся еда казалась жирной. Съела два куска хлеба с сахаром и два стакана сладкого компота. Вечером дома один вид вареной говядины (постной!) с макаронами вызывал тошноту. Пришлось заказать пиццу, на нее желудок почему-то был согласен. Вообще как-то резко накатила тяжесть. Лежала и становилось плохо даже от мысли, что надо встать и запустить стиральную машину. Рюкзак разобрать и собрать не смогла, оставила это на утро.

День 4 и 5. Здесь должна была быть Ай-Петринская яйла.

Утром на удивление смогла позавтракать, выпила таблетку нурофена, стало лучше. С собой в рюкзак положила еще нурофена и деньги. Похоже, уже примерно предвидела свой сценарий. Стартовали. Бежится :) Бегущие рядом обсуждают, кто сколько выпил нурофена с утра.

Вообще, пятидневка для рядового бегуна — это история не совсем про здоровье. К концу гонки добрая половина, если не больше, употребляет те или иные обезболивающие и противовоспалительные, сказывается боль в ногах и общее истощение организма. Это ни в коем случае не руководство к действию, просто констатация факта.

Снова бежим сквозь туман: этот год в Крыму весь такой — облачный и дождливый. Кто-то из тумана иногда кричит “лошадкаа!”, лошадка отзывается.

Бегуны в тумане, фото Климовой Екатерины

Я бреду, слушаю клич про лошадку и ем свой сникерс уже начиная с 5-го километра. Чувствую, что если сейчас не поем, то точно не дойду. Постепенно накатывает прежняя слабость и к первому пункту питания на 15-ом км я уже просто иду пешком с не очень ясно думающей головой — плохой знак. А ведь впереди подъем на плато на 1400 м, бег по дикой яйле и длиннющий сброс высоты. Да, там тоже есть пункт питания с волонтерами. Но кто мне там быстро поможет, если станет еще хуже? И как я сойду вниз?. Я знаю все эти тропы и давно убедилась, что крымские небольшие горы коварны, их опасность часто недооценивают. Наверху осенью бывает холодно и очень ветрено, тропы крутые, сложные, по щелчку пальцев вниз не спустишься. А тут на нижнем ПП тепло и дружелюбно, еда, машины, цивилизация. Прячусь за машину скорой помощи, утираю девичьи слезы досады (ну как же без этого). Успокоившись, нормально отъедаюсь — хлеб с солью, много колы, банан. Голова светлеет, но принимаю решение, что наверх не пойду. Хотя, по уверениям организаторов, во временной лимит даже просто шагом я бы уложилась.

Очень кстати в этот момент повстречала Якова Френклаха (одного из организаторов), который как раз собирался ехать на машине на финиш. Вот туда я вместе с ним и отправилась, прибыв таким образом к финишному створу раньше лидеров гонки :).

Так, я оказалась вне зачета. В принципе, за остаток дня я совсем воскресла и чувствовала себя хорошо. Безусловно, я могла бы дойти-добежать пятый день и видела участников, кто тоже не смог бежать в 4-ый день, но потом пятый день потихоньку прихрамывая все же финишировали. Единого решения тут нет. Наверняка, если бы я специально прилетела сюда из Новосибирска или Владивостока, то тоже бы так поступила. Но я вижу эти горы круглый год. Трасса последнего дня — вообще моя домашняя, мотивации в виде “посмотреть на красоту” и финишировать при любом раскладе у меня нет. Стоит ли вне соревновательного зачета добивать уже итак отбитые за три дня горных спусков ноги — большой вопрос. Раз уж так случилось, решила поберечься, но остаться в добром здравии.

Пытаясь понять, что я сделала неправильно, склоняюсь к следующим мыслям:

Надо было стартовать первые дни сильно консервативнее. То есть медленнее. Остались бы силы, взяла бы свое в последние дни.

Больше есть на дистанции. Даже если кажется, что все хорошо и не голодаешь. Все равно, много углеводов и есть строго по часам. Наверное где-то не доела.

Больше тренироваться. Да :) Делать сдвоенные длительные тренировки, больше бегать в принципе. Увы, горные походы — это неплохая база, но беговой подготовки не заменят. Особенно в плане крутых затяжных спусков по 10 км кряду.

В общем, на 5-ый день мы с еще одной подругой по “недобегу” чудесно провели время в финишной арке. Волонтеры нам с радостью отдали громкую дудку и большой колокольчик, из которых мы создали свой мини-оркестр, встречая всех финишеров. Если честно, то это было так чудесно, что не было никакого сожаления, нам просто было круто стать частью этого праздника в финальный день!

на финише с колокольчиком

Сейчас конечно есть некоторое чувство незавершенности, хочется сделать работу над ошибками и в следующем году написать другой отчет о том, как успешно и с удовольствием пробежала эту гонку.

В следующей части расскажу об организационных моментах и разных нюансах Crimea X-Run.

--

--