Поездка волонтером на горный забег. Arkhyz Alpindustria 2022

Nina Zykova
11 min readOct 13, 2022

Еще летом я заглядывалась на многочисленные фото беговых товарищей с июльского горного трейла в Архызе и очень хотела попасть в эти чудесные места. Но не была уверена, что смогу хорошо себя чувствовать на горной гонке без правильной акклиматизации. Поэтому, когда увидела информацию о наборе волонтеров на сентябрьский забег в Архызе от Альпиндустрии, практически не раздумывая заполнила анкету, ухватившись за шанс посмотреть горы Архыза — вне соревнований, но при этом вращаясь в любимом беговом окружении. Так как в повседневной жизни занимаюсь чем-то похожим — организацией активностей в горах Крыма — привыкла носить тяжелый рюкзак в гору, возиться со снаряжением в любую погоду — решила, что работа горного волонтера мне вполне подходит.

Заявку на роль волонтера к моей радости одобрили, условия были такие: мы сами за свои средства добираемся до Архыза, а там уже о нас заботится организатор забега (Альпиндустрия), предоставляет жилье и питание на время проведения мероприятия.

К поездке начала готовиться заранее. Позвонила нескольким опытным друзьям с вопросом, чего можно ожидать от сентябрьского Архыза. По результатам общения был куплен прорезиненный рыбацкий плащ-дождевик на 8 размеров больше меня, чтобы надеть его сверху всей другой одежды, и утепленные резиновые калоши — это были просто покупки века и мои верные друзья на предстоящую неделю Кавказских гор.

Расстояние от Ялты до Архыза примерно 1000 км, решила ехать на своей машине, поэтому размер багажа был ограничен лишь вместимостью авто. Фразу бывалой подруги “возьми с собой все” я восприняла буквально и взяла с собой 4 разных по теплоте куртки, несколько вариантов штанов, перчаток и варежек — от тонких до лыжных на мороз и бабушкиных шерстяных носков. Еще раз забегая вперед: пригодилось действительно ВСЕ, что имелось. Также была палатка, большой рюкзак, термосы, газ и прочее походное снаряжение на всякий случай.

В рамках Arkhyz Alpindustria Trail бегунам предлагались на выбор несколько различных дистанций, стартующих с 23 по 25 сентября. Работа волонтеров же начиналась с 20–21 сентября, поэтому нужно было приехать заранее.

Итак, утром 21 сентября я прибыла в Архыз и сразу включилась в бурлящую жизнь стартового городка.

Условия жизни для волонтеров.

Нас поселили в уютных гостевых домиках в самом поселке, жили по 2 человека в комнате, дружеские предпочтения при расселении учитывались. Наш домик был почти целиком женский (двое мужчин прятались в недрах верхнего этажа), подозреваю, что соседний домик, соответственно, был “мужским”. Наша база отдыха была действительно с хорошими бытовыми условиями. Волонтеры с большим опытом участия в подобных мероприятиях говорят, что не всегда бывает так. Так что спасибо организаторам за наш комфорт. Также на территории базы была комната с магическим названием “сушилка”. В эти дни она была спасительным теплым островком среди непрекращающегося потока воды с неба. Не знаю, как бы мы без нее жили. В ней за пару часов высыхала насквозь мокрая обувь, одежда, а также палатки, рюкзаки, спальники — огромная куча вещей множества человек.

Тут же в домиках нас кормили сытными и очень вкусными завтраками, а обедали и ужинали мы в соседнем поселке Романтик в центре организации соревнований. Пару раз сходила в кафе отведать местной кухни, но только из интереса, питания от организаторов было более чем достаточно. На выходы в горы нам также выдавали добротные сухие пайки и даже готовые туристические блюда в фольге — проголодаться никаких шансов. Вообще у меня сложилось чувство, что я там все время ела.

Наша работа.

Изначально при распределении обязанностей волонтеров мне выпала роль помогать на регистрации, выдаче стартовых пакетов и т.д. Что, честно говоря, немало меня расстроило, так как я твердо хотела получить работу на дистанции в горах, ну а зачем же еще ехать в Архыз? Аналогичные желания были и у девчонок-соседок по домику — конечно же подавляющее большинство записавшихся в волонтеры хотели именно в горы и лишь некоторые из нас самоотверженно оставались на позиции регистрации в помещении стартового городка все дни.

На самом деле, работы хватало любой — и горной, и “комнатной”, все успели побывать на разных позициях за эту неполную неделю. Опять же, если ты занят на регистрации, то с утра в любом случае есть пара часов сбегать посмотреть горные красоты.

Моё желание получить горную работу учли — наша с подругой основная задача была развешивать и снимать разметку на трассе, а также бежать в роли замыкающих на отдельных участках гонки. Еще планировалось, что в течение суток мы будем жить в палатке на горном перевале (2900 н.у.м.), вести оттуда учет бегунов и осуществлять связь с основным лагерем, но погода внесла свои коррективы. Гонку не пустили по высоким хребтам: идти туда в разыгравшийся циклон было бы чистым безумием.

Горная погода.

Непонятно, чем организаторы гонки так насолили небесной канцелярии, но аккурат на числа забега пришелся самый пик циклона. Началось все с проливных дождей и прохождения мощного грозового фронта. Помню, как стояла у окна и смотрела на бьющие одна за другой молнии прямо в хребты гор. А ведь в это время там наверху на высоте 3000 м уже находились наши ребята-волонтеры, провешивающие разметку для ультра-дистанции. Они ушли в горы на несколько дней с палаткой, но на следующее утро экстренно спустились вниз. Все опытные горные походники, были в глубоком шоке, и сказали, что эта гроза — худшее, что они переживали когда-либо в горах. Так как по прогнозу непогода только усиливалась, было решено не заводить гонку на высокие перевалы.

И на следующее утро мы вдвоем с подругой отправились размечать участок гонки до Кругозора на высоте 2350 метров. Разметка у нас состояла из ленточек и флажков. Завязывать ленточки нужно довольно часто, чтобы от одной ленточки была видна следующая, то есть не более 50 метров одна от другой, а на поворотах чаще. Дождь в этот день, как и во все последующие, лил с самого утра, так что смело вышли из дома в дождевиках и отправились наверх. Тропы уже в этот день, 22 сентября, представляли собой сплошной ручей, к моменту старта гонки положение дел только усугубилось. Работали мы слаженно и без лишних проволочек. Иногда в редкие просветы от дождя все же останавливались полюбоваться на открывающиеся виды. У впервые приехавшего в эти горы они конечно оставляют грандиозное впечатление, которое никак не передашь картинкой.

у нас есть и более видовые фото, но эта хорошо передает погоду в горах

Справились со своей задачей за 6 часов, вполне неплохое время, чтобы успеть спокойно высушиться, покушать и подготовиться к следующему дню. Тогда мы еще планировали, что нужно будет заходить с палаткой на перевал. Наслушавшись ребят, подготовилась я основательно и мой рюкзак выглядел вот так:

В рюкзаке палатка, сверху гермомешок, к нему лентой примотан каремат, сверху всего надет мусорный 200-л мешок. У ребят, вернувшихся с гор утром, даже в гермомешке все промокло, так что я перестраховалась.

Однако уже вечером мы узнали, что дожди на перевалах сменились метелью, намело сугробы и естественно никто наверх не пойдет.

Поэтому следующим утром у нас появилось время сбегать к прекрасным Дуккинским озерам, на которых в этот день тоже шел снежок (2300 над морем), а потом помочь девчонкам на регистрации участников.

День гонки.

Вечер 23 сентября, завтра стартуют забеги на длинные дистанции. Непогода в горах ужасная, организаторы мечутся, переделывая все маршруты. Никто не спит (ответственные за маршруты не спят уже двое суток), пытаемся заново распределить задачи на предстоящий день. В 01:30 ночи рождается понимание, что мне быть замыкающей на первом участке ультра-забега, стартующего рано с утра. Завтрак назначен на 3 ночи. Иду к себе и на удивление, как по будильнику, сплю ровно 1 час. Потом собираюсь, сытно ем и отправляемся в стартовый городок помочь на проверке снаряжения бегунов на дистанции 130 км.

4:30 утра (ночи?), темень и неперестающий дождь. Стою в плаще рыбака, участники не сильно-то охотно подходят к нашим столикам проверки снаряжения, так как после этого им придется мокнуть под открытым небом в стартовом створе. Все топчутся под тентом-палаткой до последнего, как я их понимаю.

Старт уже совсем скоро. Мне дают спутниковый телефон и треккер для отслеживания моего местоположения, проводят подробный инструктаж. Оборудование, кстати, довольно увесистое. Понимаю, что улучшения погоды не ждать, так что основательно упаковываюсь: на мне термуха с начесом, куртка софтшелл, на нее пуховка, на пуховку беговой рюкзак с треккером, спутниковым телефоном, питанием и водой, на все это сверху плащ рыбака.

Дают старт. Бегуны на 130 км в ровном темпе двигаются в путь. А я стою и жду задержавшегося участника — он бы и рад бежать, но его просят скачать трек так, как требуют правила безопасности. Наконец трогаемся в путь. Так как я замыкаю гонку, то должна дождаться и всех опоздавших. Мой запоздалый бегун сразу берет хороший темп, чтобы догнать остальных. Я в трех куртках и с ощутимым рюкзачком пытаюсь не отставать. Бежим в легкий тягун, высота старта 1700 м над морем, в темпе по 5:30 дышу как загнанная лошадь, прикидываю, сколько протяну в таком режиме и очень надеюсь увидеть впереди других более спокойных бегунов. А вот и они! Последняя группа идет стабильным уверенным темпом, весело и с анекдотами, видно, что все опытные и справятся с горными 130 км с запасом.

Мне же по пути нужно еще и снимать разметку — на тот момент это были ленточки — так что мелкими перебежками двигаюсь в хвосте гонки. Мой участок сопровождения всего 12 км, но это не так уж и мало для одного человека. Так как скоро разметка ленточками кончилась и начались флажки на металлических ножках, даже за пару-тройку километров их накапливается приличное количество. То есть за 20 километров объема снятой разметки будет уже слишком много для одного человека.

С флажками у меня случился курьез. Меня предупредили, что они начнутся сразу после окончания разметки лентами. Часть нашего пути проходила по новому еще не действующему шоссе. Поэтому, когда я увидела по его бокам штырьки-железки с кусками ленты, то их и стала собирать. Арматурины были загнаны в землю достаточно плотно и оказались тяжелыми, хотя по размеру вполне походили на флажок. Чертыхаясь, кто и зачем так заколотил в щебень такую тяжелую разметку, я доблестно вытащила километр дорожной строительной арматуры. А потом появились настоящие флажки :). Благо перед началом большого горного подъема стояли фотографы и несколько килограммов этого железа я вручила им.

По мере набора высоты погода становилась все холоднее, на 2000 м дождь сменяется снегом, с перевалов вода ручьями стекает на тропу — дорога сплошь или жидкая глина или горная холодная вода.

В компании последней девушки идем на перевал. Фото где-то на 1950 м.

Я уже набрала достаточное количество флажков в сумку, поэтому не успеваю бежать за последней девушкой, теряю ее из вида и остаюсь одна со своей разметкой. Руки и ноги насквозь мокрые, в трех куртках уже давно не жарко, погода сложная: сначала ты больше часа мокнешь, а потом промокший попадаешь в минусовую температуру. В общем, рыбацкий плащ мне очень помог, не уверена, что мембранка была бы так же хороша в этот день.

Иду, созерцаю снег, в душе некоторая тревога от нахождения в этом снежном горном одиночестве. Но в общем-то быть одной в горах я привыкла, так что просто стабильно двигаюсь вперед и тащу флажки.

Примерно 2300 над морем, у пункта питания.

Встречаю участницу, решившую повернуть назад, она говорит, что если дальше будет еще жестче погода (а будет именно так!), то возможностей ее экипировки не хватит. У нее есть все требуемое обязательное снаряжение, но все же люди регистрировались на осеннюю гонку, а не на экстремальную зимнюю.

Наконец-то пункт питания, где завершается мой участок ответственности. Оо, как я ему рада! На вопрос, как дела, отвечаю, что у меня-то все хорошо, а каково тем, кто по таким условиям побежит 130 км через хребты, я не представляю. Тут же решает завершить гонку и еще одна девушка, сажаем ее греться в машину, а сами сворачиваем палатку с едой.

Собрав все, просто стою и смотрю на эти бескрайние снежные хребты, и почему-то мне очень хорошо в этот момент, ощущение того незримого, что есть в горах, но не передается на фото, сколько их ни смотри.

Карачаевские лошади на перевале — прекрасные и сильные животные.

Спускаемся на внедорожнике по раскисшим горным грунтовкам и иду греться в дом; за последние 33 часа я спала всего 1 час. Днем узнаю, что на другой дистанции погибли два бегуна в условиях экстремальной погоды, а гонка на 130 км прекращена, все подавлены. Большие горы — это очень серьезно.

..а на следующий день все стихло, засияло солнце, буря ушла — гора показала нам свой характер и успокоилась. Это был такой контраст, что больше походило на сюжет фильма, чем на происходящее наяву.

Во время снятия разметки с напарницей 25 сентября. Совсем другая погода.

Наша команда волонтеров.

Как бы банально это ни звучало, но у нас действительно была супер-компания из очень интересных людей. Мы жили, ели и трудились бок-о-бок все эти дни. Все неравнодушные к горам яркие личности, многие с хорошим горным опытом — одни эти новые знакомства и интересное общение по вечерам стоят того, чтобы приехать на гонку именно в качестве волонтера. Безусловно, на забегах мы тоже всегда знакомимся, общаемся, но это немного другое. Тут общая непростая работа, совместная жизнь на протяжении недели как-то по-особенному нас сплотили, думаю мы продолжим теплую дружбу и в будущем.

Общие впечатления, чего можно ожидать от поездки волонтером.

Конечно, работа волонтером в горах и в стартовом городке сильно отличается. В любом случае нужно настраиваться, что в первую очередь мы едем делать качественный забег и помогать бегунам, а уже во вторую реализовывать личные желания посмотреть новые места, тогда все получится хорошо.

Если вы выбрали работу на регистрации, то стоит заранее, еще до получения программы занятости волонтеров посмотреть расписание мероприятия. Чтобы понять, например, что вы будете заняты в стартовом городке с 10 утра до 7 вечера в предстартовые дни. Но так или иначе свободные полдня-день-утро были у каждого, время походить по красивым местам найдется.

Для работы непосредственно на маршруте горного забега все же желателен какой-либо аналогичный опыт, чтобы понимать свои силы, уметь ориентироваться в горах хотя бы по треку, не бояться самостоятельного пребывания в лесной местности, когда вы сами принимаете решения в случае нестандартной ситуации. Также стоит быть готовым, что погода может случиться любая и даже в плохую все равно надо сделать всю зависящую от тебя работу. Так, волонтеры на летнем забеге в том же Архызе наверняка работали в более простых погодных условиях, у них совсем другие впечатления. Нам же досталось 4 дня непроходящего дождя, гроз и снега, мне на самом деле все это понравилось, но и потерпели мы хорошо. Задачи распределялись по силам и возможностям: у нас были и очень сильные ребята-походники, уходившие организовывать пункты питания на хребты на несколько дней с палаткой, было много волонтеров с альпинистским опытом ( это же забег от Альпиндустрии), были конечно и трейлраннеры, людей совсем без опыта я лично в команде не видела.

В случае, если подходящих навыков пока нет (походы, бег в горах, работа в горах), а попробовать себя в роли волонтера на дистанции очень хочется, то стоит заблаговременно изучить особенности местности и начать с чуть более простых условий. Осенний Кавказ все же предсказуемо суров, о чем мне говорили сразу — ехала без ”розовых очков”. Трейловых забегов сейчас великое множество на любой выбор и волонтеры нужны на всех.

Задаваясь вопросом, поехала бы я еще раз на забег в роли волонтера — однозначно да! Это потрясающий опыт, в нашем случае действительно очень сильный. Думаю, что получила в разы больше впечатлений, чем если бы приехала на пару дней просто побегать.

А в Архыз и Карачаево-Черкесию в целом теперь обязательно хочется вернуться с более основательным путешествием.

--

--